Жан-Поль Сартр "За
закрытой дверью"
Перевод
Марии Беляевой
Премьера состоялась 30 октября 1998
года
Жозеф
Гарсен
|
заслуженный
артист России
Андрей Соколов
Сергей Варчук
|
Инес
Серано
|
Наталья Петрова
|
Эстель
Риго
|
заслуженная
артистка России
Ирина Алферова
|
в
роли коридорного
|
Рудольф
Саркисов
|
Постановка -
заслуженного
артиста России
Александра Мохова. Режиссер - Рудольф
Саркисов. Композитор - Сергей
Шустицкий. Сценография - Виктора
Крылова. Художник-технолог - Владимир
Ежаков. Художник по костюмам -
Янина Кремер. Хореограф - Марина
Москвина. Помощники режиссера - Ольга
Комарова, Светлана Каменская.
Звукорежиссер - Вячеслав Жуков.
Генеральный
продюсер - Андрей Соколов.
Продолжительность
спектакля 1 час 30 минут.
Спектакль идет без антракта
Пресса о спектакле
(обзор):
©
“Аргументы
и факты” № 32 (август 1999),
Светлана
Кузина:
В
просторной комнате со стенами, обитыми,
как в психушках, чем-то мягким, из
обстановки – лишь три лежака и “оскароподобная”
статуя. Зато сюда ведут целых три двери.
Через них по очереди невозмутимый
распорядитель пропускает нервного
молодого человека и двух встревоженных
дам: одна помоложе, зато другая –
элегантнее. Эти трое явно незнакомы, но,
запертые вместе, начинают себя вести,
как пауки в банке, - то норовят заняться
любовью, то грызутся до драки. И
непрерывно спорят. Вот так выглядит, по
мнению режиссера Александра Мохова,
один из кругов ада – суд собственной
совести.
Как
они колоритны - трус, расстрелянный за
дезертирство (Андрей Соколов) и две
очаровательные… убийцы (Ирина
Алферова и Наталья Петрова)! Как
цепляются за ушедшую жизнь, не в силах
смириться с жестоким итогом –
приговором их земному пути! Как истово
ищут сочувствия друг у друга! Но их
спонтанные исповеди правдивы лишь
отчасти.
Если
Н.Петрова известна больше по кино и
достаточно новое лицо на московской
сцене, то А.Соколов и И.Алферова
– актеры более чем знакомые зрителю.
Однако спектакль “За закрытой дверью”
выявил в них какие-то новые,
удивительные грани”; может быть,
знаменитый “Ленком” не до конца
использует возможности своих звезд?
©
“Независимая
газета”, 30.03.99,
Валентина
Федорова:
Отечественная
театральная антреприза, не перестает
удивлять. Вслед за появлением в одной
антрепризе пьесы Фриша, в другой
появляется… Жан-Поль Сартр. Причем с
одной из его наиболее концептуальных
пьес “За закрытой дверью”, во многом
определившей целое направление
исследований о Сартре…
…В
этом аду нет ничего страшного. Странное
– да, но не ужасное. И хотя веселье
вновь прибывших имеет несколько
истерический оттенок, они, тем не менее,
чувства юмора не теряют. Несомненная
удача постановщика – правильно
найденная тональность спектакля, его
стремительный ритм, взнервленная
бравада. Пожалуй, наиболее ясный
персонаж – Инес Серано. В исполнении Натальи
Петровой – это длинноногая
эффектная брюнетка в раздражающе
красном, нарочито резкая и
провоцирующая. Эта стерва бессердечна
и жестока, как сама жизнь.
Эстель
Риго в исполнении Ирины Алферовой
поначалу кажется ее полной
противоположностью. Изящная,
обворожительная дама, она кажется
прелестной кокеткой, блестящим
мотыльком. Но постепенно раскрывается
и ее трагедия. Жестокость этого
милейшего создания вдруг проявляется в
ее почти базарном крике… Алферовой не
так часто приходилось играть
отрицательные персонажи. Здесь она
демонстрирует неизвестные нам грани
своего дарования. Она не боится быть
даже смешной, когда нелепо цепляется за
единственного мужчину, оставшегося у
нее навсегда.
Жозефа
Гарсена, журналиста-пацифиста, который
сам себя уличает в трусости, играет
популярный актер театра и кино Андрей
Соколов. Невозмутимость и
респектабельность первых эпизодов,
чуть приправленные вполне понятной
нервозностью, сменяются почти детским
отчаянием, мальчишеской жаждой
признания. Странное соединение силы и
зависимости от других актер передает,
не жалея сатирических красок…
Ад
– это другие. Мы все палачи и жертвы. Но
не все так мрачно, господа. В наш
страшный век поиск нравственного
императива представляется неизбежным.
Так, может, он там, за закрытой дверью?
©
“Новое
время” 28.11.99,
Лариса
Давтян:
…В
обращении театра “Игроки” к пьесе
Сартра “За закрытой дверью” можно
усмотреть некий опыт “интеллектуального
стёба” в исполнении Андрея Соколова,
Ирины Алферовой, Натальи Петровой
и Рудольфа Саркисова, которым не
стоит бояться переусердствовать в
иронии. Ведь воображаемое Сартром
вместилище ада, где происходит встреча
грешника с двумя грешницами, отнюдь не
предполагает пафоса хождения по “Дантовым
круга”. Герои этого спектакля (сценография
Виктора Крылова), по мысли его
постановщика Александра Мохова (режиссерский
дебют артиста “Табакерки”), скорее,
загнаны в угол. И в его тупике им
предстоит открыть предельно простую
истину, что “ад – это другие”, и
принять обреченность на “сосуществование”,
неизбежность которого способен
разбавить лишь смех. И, пожалуй,
символично, что озвучил эту так
называемую “адскую историю”
композитор из бывшей команды “Веселых
ребят” Сергей Шустицкий, находя
оправдание благозвучным гармониям в
столь, казалось бы, чуждом для них месте,
а изломанными ритмами танго придавая
потустороннему действу привкус фарса…
©
“Вечерняя
Москва”, 2 июня 1998 года,
Ирина
Кретова:
…Режиссер
воссоздает сартровский “театр
ситуаций”, в котором “пытка мыслью”
оттесняет интригу, жизнь заострена до
графичного, лабораторного этюда.
Действие трагического фарса
ограниченно рамками заранее заданной,
сконструированной условной ситуацией
– “адом”, в котором людей ожидает
наказание за их земные грехи. В этом аду
нет жаровен, вертелов и котлов, нет
палачей. Просто комната с закрытыми
дверями, а в ней три совершенно разных
человека…На первый взгляд они никак не
связаны друг с другом, тем не менее,
каждый из них от рождения несет в себе
“бациллу зла”, причем любой из них –
палач другого. Но героям с этим трудно
согласиться… Для того, чтобы понять
это и обрести спасение от “адских” мук,
им предстоит пройти через все круги…
|