NovayaGazeta.ru
28.09.2000г., Артур СОЛОМОНОВ
Ирина АЛФЁРОВА:
"Женщина охотнее
теряет разум, чем любовь" |
|
Ирина Ивановна, до
встречи с вами я прилежно изучал папку,
заведенную на вас в библиотеке Союза
театральных деятелей России... |
Хорошо, что папка
в Союзе театральных деятелей, а не в другом
месте. И что там пишут? |
|
В течение
последних пятнадцати двадцати лет в каждой
публикации о вас или интервью с вами
обязательно присутствовали такие понятия,
как невостребованность и нереализованность.
Как получилось, что актриса, востребованная
публикой, оказалась не востребована
театральной ситуацией? И в родном «Ленкоме»
ни одной новой роли больше десяти лет! |
|
|
А давайте я вам встречный
вопрос задам на засыпку. Вы много видели спектаклей с
моим участием? |
|
Несколько. |
И что вы можете о них
сказать? |
|
Я видел, например,
спектакль, который вам предстоит играть сегодня,
«Пришел мужчина к женщине». Мне кажется, образ, который
вы играете, слишком прост для вас. |
Вот именно. Я выхожу сегодня на
сцену, зная, что мои актерские возможности не будут
задействованы даже вполовину. Женщина, которую я играю,
мне не интересна. Совершенно. А что касается
невостребованности так это любой актер может сказать.
Вот Инна Чурикова, например, которая, кажется, все уже
переиграла, жалуется в каждом интервью, что ей не
хватает ролей... Если бы я была средней актрисой, то,
напротив, можно было бы сказать, что все складывается
потрясающе: любовь публики, прекрасные партнеры... Но
тот уровень, на который я способна выйти, совершенно не
востребован. И это меня потрясает бесконечно. |
|
Вы говорите о ситуации
в «Ленкоме»? |
Нет, про «Ленком» я вообще не
хочу говорить. Что со мной об этом говорить? Спросите у
Марка Захарова! Ну не видит, не любит... |
|
Вы сами не просили у
него ролей? |
Никогда в жизни. |
|
Иногда актер ловит
режиссера, требует роль, и с этого начинается новый этап
его театральной жизни. Я знаю несколько подобных
случаев. |
Нет, это не мой путь. Никогда
я не ловила никого. И никогда не просила. Мне нельзя
этого делать. Я не могу представить, что пойду просить.
Мне должны предлагать. Может быть, Захаров как раз этого
мне и не прощает. |
|
Но в чем же тогда для
Захарова заключается смысл вашего пребывания в его
театре? |
Я не знаю... Там есть какая-то
своя правда, или неправда, или случайность... Пусть это
время рассудит. Или критики. Я не хочу в этом копаться.
Особенно сегодня, когда все наперегонки бросились
копаться в грязном белье. Мне очень обидно, что сейчас
много каких-то жутких воспоминаний об актерах, что все
стремятся заглянуть за кулисы. Истинно то, что
происходит на сцене, а все наши закулисные дела, в числе
которых и эти мои жалобы «мне не дали, я недовольна»,
это все от лукавого. Хотя, если с другой стороны
смотреть, я оказалась сильным человеком. Ведь из меня
делали среднюю «массовочную» величину. Удивительно, что
в этой ситуации я не ломалась, а росла. Как женщина и
как актриса. |
|
То есть вы не уходили,
чувствуя, что препятствия «выковывают» вас? |
В то время нельзя было уйти.
Разве только на кухню. Это сейчас пожалуйста, если
хочешь, можешь организовать хоть театр своего имени. |
|
Организуйте! Найдите
режиссера, пьесу. |
Я не могу найти пьесу, которая
бы меня увлекла. Райхельгауз предложил сейчас новую
пьесу. Она переполнена тем, что принято называть «правда
жизни»: мат, крик, обнажение, мерзость... А у меня нет
такого желания быть мерзкой. И мой зритель мне этого
не простит. Вы знаете, почти все актрисы у нас
«коммунальные». Они громко разговаривают, они хваткие,
вульгарные. Я как зритель не хочу это видеть. Я бы пошла
на любую мелодраму, где красивые люди в красивых
декорациях разыгрывают историю страсти.
Понимаете, я играть не хочу. Мне интересно, когда
я выхожу на сцену с тем, чем меня наградил Бог, с
моими чувствами, отношениями, любовью к людям... |
|
То есть границу между
собой и образом вы не проводите? |
Нет. Может быть, потому, что я
еще ничего не сказала от себя, на сцене я хочу быть
только собой. Актер, который сегодня такой, завтра
сякой, может во все и всех преображаться, мне не
интересен. |
|
Тем не менее вы
играете сейчас Аркадину в «Чайке». Как тут без
перевоплощения? Кажется, ЧТО дальше от вас, чем эта
вульгарная дама? |
Играю, играю, ведь нет же
других предложений. Но я все больше размягчаю этот
образ, делаю его более женственным. Под себя. Хотя в ней
есть чуждые мне черты я в жизни не стала бы бороться
за мужчину. Ушла бы глазом не моргнув. |
|
Это от гордости? |
Не знаю. Мне надо, чтобы меня
любили, чтобы я видела себя в его глазах. И тогда в моих
глазах он увидит себя. И я знаю, что все сейчас ждут
спектакля про любовь, про женщину. Раз все хотят, почему
же им не показать этого на сцене? Но больше всего меня
убивало, когда режиссеры говорили: «Зачем это идеальное
на сцене? Такого в жизни не бывает!» По моим понятиям,
на сцене и должно быть то, чего в жизни не бывает.
Почему я должна все время исследовать эту коммуналку? Я
хочу сыграть женщину-мечту! |
|
Вы не боитесь, что
такой «идеальный» образ будет неглубоким? |
Как раз именно в таких
женщинах глубокий омут. В пьесе Сартра я играю
женщину, которая убила своего ребенка. Я играю женщину,
которая потеряла разум. Она ничего не может с собой
поделать, она слишком женщина! И преступление ее из-за
любви. Мне кто-то сказал, что я делаю образ слишком
женственным. Мол, как же такая женщина могла убить
своего ребенка? Я расхохоталась! Только такая и могла! |
|
В таком случае у вас
очень широкое понятие об идеальном. |
Конечно, я же не говорю про
сказку! Но это должно быть сделано со страстью, это
должно быть настоящее. |
|
Вы имеете в виду
художественный уровень? |
Можно сказать да. Но я не
разделяю жизнь и искусство. Вот то, что я сейчас пойду
играть на сцену, я могла и дома сыграть. Если мой муж
или ребенок согласятся на это, то я для них с
удовольствием просуществую в таком качестве сегодня. Так
что у жизни тоже должен быть свой, как вы сказали,
«художественный уровень». Хотя фанатиков в искусстве я
не принимаю. Это, мне кажется, ведет к отдалению от
жизни и как следствие к оскудению искусства. |
|
Марка Захарова
фанатиком не назовешь, а общего языка вы так и не нашли.
Простите, что я возвращаюсь к неприятной для вас теме,
но все же почему вы не разорвете эту болезненную для вас
ситуацию? |
А она и так разорвана. Мне за
последние годы предложили две массовочные роли. И
впереди ничего. Поэтому ситуация разорвана. |
|
Но вы же там
работаете? |
Я в штате, но не работаю. А
как зрителю мне этот театр нравится. |
|
Какие вопросы вы чаще
себе задаете, когда находитесь в одиночестве? |
О, о чем я только себя не
спрашиваю! В чем красота, как можно прожить с одним
человеком на пике страсти, как заработать деньги, где
найти пьесу, в которой была бы угадана моя мечта... |
|
Вы в мировом
репертуаре можете назвать близкую вам роль? |
Ну, грубо говоря, Гамлет. Я
имею в виду уровень драматургии. Чтобы поставить вопрос
«быть или не быть», но только как женщина. |
|
Видимо, придется вам
писать для себя пьесу. |
Нет, я надеюсь, что найду
материал. Писать я не умею. Это профессия. Жалко, что
не пишут сейчас пьес, где были бы тонкие, глубокие
драматические женские роли. Ведь в том, как существуют
наши женщины в современной ситуации, огромный
драматический материал. Но не пишут! Возможно, это одна
из причин того, с чего начался наш разговор:
востребованность залом и неблагополучие театрального
климата.
Мои желания очень просты. Красивый партнер,
страстная любовь с настоящей трагедией. И чтобы там были
очень красивые туалеты и декорация. |
|
Не думаете, что
критики скажут, что спектакль создан по принципу
«сделайте нам красиво»? |
Пусть критика говорит что
хочет. Нелепо утверждать, что красота обязательно
связана с поверхностностью. А зритель такого спектакля
ждет. И я жду такой роли... |
|