© "Вологодская неделя", Наталия СЕРОВА

Вечная женственность

     В декабре минувшего года Вологда жила кинофестивалем "Новое кино России". Киноцентр "Вологда" выбрал для показа самые интересные фильмы последнего времени и пригласил целое созвездие популярнейших актеров. Одной из особо ожидаемых была Ирина Алферова.

Ее личный феномен из настоящих загадок не только нашего кино, но, пожалуй, самой жизни. Дебютировав в роли Даши в экранизации романа Алексея Толстого "Хождение по мукам", она за десятилетия работы очень мало сделала в кино: "Незваный друг", "С любимыми не расставайтесь", "Пароль знали двое", "ТАСС уполномочен заявить...", "Три мушкетера", "Ночные забавы". При такой скудной фильмографии сумасшедшая популярность и воистину народная любовь. Год за годом социологические опросы приносят стабильно одинаковый результат: почти как в ушедшем 2002-м. Тогда журнал "7 дней" 92 процентами голосов провозгласил ее "самой красивой" и первой среди самых сексуальных. Не снимается, не мелькает, не скандалит... Любима, вопреки обстоятельствам.

Разгадка ее успеха в том, чего хронически не хватает нынешним всемогущим и деловым "железным" леди. В вечной женственности, как определил это когда-то Гете.
               

       ДАМА СО СВОИМ ЛИЦОМ

     Общение с Алферовой обескураживает: не играет, не меняет маски, не старается производить впечатление, не кокетничает и не капризничает... Она поразительно естественна и искренна. Слушая ее неаффектированную речь, начинаешь ловить себя на том, как по ходу большого разговора она говорит о себе самой. Скороговоркой, как бы случайно обмолвившись.

     "Я абсолютно русский человек. Мне хорошо здесь. Где родилась, там и сгодилась".
     "У меня слабый-сильный характер. Я родилась сильной по натуре - жизнь оказалась неожиданно тяжелой. Всегда знала: надо быть хорошей и совратить меня было нельзя".

     "Никогда ничего не боялась, разве что за ребенка".

     "У нас женщину в кино и на телевидении пишут сейчас коммунально: орет, скандалит... Почему надо орать? Мне ничего не надо. Хочу быть просто женщиной. Без коммуналки".
     "Я человек замкнутый, все держу в себе. Долго была чистым существом, долго мужчин к себе не подпускала".
     "Очень люблю всех людей. Даже тех, кто меня уничтожал. Войдешь в комнату, услышишь это, а гнева на две минуты хватает".
     "Мне очень интересно жить. Я сохранила безумный интерес к жизни. Я живая..."
                

       О КИНО

     - Ирина Ивановна, была старая песня "Такая большая любовь". Определение, подходящее к всенародному вас обожанию. Что дает это вам?

     - Любовь держит меня на Божьем свете, помогает жить.
        
     - Наблюдая кинотусовку по телевизору, кажется, что она живет от фестиваля до фестиваля. Вы в этих праздничных мизансценах тоже как рыба в воде?
     - Нет, я не люблю шумные фестивали, мне они не нужны. Считаю, когда нет твоего собственного места, что там женщине-актрисе делать? Если я не с картиной (как в Вологде) или не работаю в жюри, делать там нечего.
           
     - Вы ушли из знаменитого московского "Ленкома"...
     - Без комментариев. Ушла и не жалею об этом, театр одного актера. Я много работаю в антрепризе, в театре "Школа современной пьесы". У нас хорошая режиссура (И.Рейхельгауз), хороший репертуар. Я играю Аркадину и в чеховской "Чайке", и в акунинской. Зрители любят наш театр. Раз в месяц мы собираемся и читаем для них стихи.
          
     - Есть какая-то безадресная досада оттого, что вы так мало снимались в кино.
     - Понимаю, я и сама жалею, что от многих ролей отказывалась. А надо было сниматься и сниматься.
       
     - В чем же все-таки дело?

     - Страшный у нас кинематограф, в нем все всегда было извращено. Заметьте, сейчас много хороших телефильмов, а кино нет. Жен и близких все снимают... У нас в кино актер никому не нужен. А на Западе есть люди, которые за актера специально отвечают, раз деньги в проект вложены. Кто-то точно заметил: у меня есть качество главной героини, на меня на экране можно долго смотреть. Я бы хотела играть главные роли в фильмах, которые долго снимают, чтобы был гениальный режиссер, лучшие партнеры... Но ни за одну из сыгранных ролей мне не стыдно.

                
     - В свое время вы блистательно заменили Катрин Денев в югославской мелодраме "Любовные письма с подтекстом" и поработали на Западе, когда наших туда еще не пускали. Кому-то из западных актрис завидуете белой завистью?

     - Из нынешних никому: ни одна не нравится. Всегда восхищалась Роми Шнайдер. Смотришь на нее и не надоедает: обаяние, душа, судьба, сумасшедшая женственность. Она жила как совершенная женщина и могла все.

             
     - А если б вам было дано выбирать партнеров, на ком свой выбор остановили?
     - На Жераре Филиппе и Жане Габене. Потрясающие люди, настоящие личности. Это даже к профессии отношения не имеет. И, конечно, на Олеге Дале. Он - мои университеты, часто говорил мне: "В кино играть нельзя, играть надо в театре. В кино надо быть таким, как есть".
         
     - Жизнь не кино, как поется в популярной французской песенке, а кино накладывает отпечаток на жизнь?
     - Конечно. Не сыграй я в фильме "С любимыми не расставайтесь", не рассталась бы с Александром Абдуловым.
               
     - На нынешнем вологодском фестивале вы представляете картину "Лиса Алиса" - коопродукцию с Францией. Совместный фильм - всегда компромисс, вас не коробило то, как они видят нас сейчас?

     - Когда я прочитала сценарий и мы поговорили, я поняла, что они плохо не снимут про нас. Но когда дело приближалось к концу, оказалось, что надо ругаться на съемках почти каждого кадра. Они выискивали и снимали чернуху. Может быть, это где-то у нас и есть, но это не главное.

     И Сергей Мартынов, как Матросов, каждый день начинал с того, что с ними ругался: "Зачем вы это снимаете?"        
     Наверное, чужой глаз очень жестокий, и свой бывает жестокий, но у них это уже сознательно.
     Я нормальный человек, живу в нормальных условиях, бываю там, где бывают все нормальные люди, и вижу очень много хорошего. Жизнь не так уж плоха, она постоянно меняется, в ней много хорошего, о чем можно говорить и снимать. И молодежь у нас сохранилась, и дети потрясающие и умненькие и нигде так ими не занимаются, как у нас, но чужой глаз...
       
       О СЕМЬЕ

     - Ваша дочь Ксения Алферова блестяще закончила университет, стала профессиональным юристом и вдруг повернулась к актерству. Почему?

     - Она так сообщила мне о своем выборе: "Мама, я поступила в театральный". Ее сразу на третий курс взяли и она там сейчас лидер. Ее все обожают, любят, но пока она отказывается сниматься. Сейчас ей дали главную роль во МХАТе и я ее совсем не вижу. Уходит с утра и приходит после часа.
          
     - Сформировалась еще одна актерская семья, когда Ксения вышла замуж за популярного ныне актера Егора Бероева?
     - Да.
        
     - Завершая семейную тему, передам просьбу многих ваших поклонников: расскажите о вашем муже, Сергее Мартынове, с которым вы вместе сыграли в "Лисе Алисе".
     - Сергей очень хороший, редкостный актер. Много помогает мне: просто объясняет, как и что надо делать. Но он не любит театра, не может подчиняться, а в театре подчиняться надо. Он красив, у него жесткий ум, прекрасно поет, великолепно двигается. Не любит выходить на люди, что, согласитесь, для актера странно.
       
     - Ваша жизнь представляется легкой и совершенно безбытной. Так ли это?
     - Совсем не так. Весь быт как раз на мне. Быт - неизбежность, я отношусь у нему, как к роли. Стараюсь все делать быстро, как и должно быть в жизни.
         
     Кто-то из киноведов после интервью с Софи Лорен заметил: не почувствовал человека, на меня шел ровный, холодный, выверенный свет звезды. Прелесть общения с Ириной Алферовой в радости встречи с человеком добрым, внимательным и очень открытым. Пообщавшись с ней, понимаешь: наш кинематограф держат на плаву не только уникальные профессионалы, редкие таланты, но сильные и стойкие, глубокие и красивые люди. Кино своими кризисами и проблемами формирует их. Может быть, в этом его (нашего кино) национальная особенность?

    

© Moskva, 2003/2004-Tallinn,2005

Hosted by uCoz