Ее личный феномен из настоящих загадок не
только нашего кино, но, пожалуй, самой жизни.
Дебютировав в роли Даши в экранизации
романа Алексея Толстого "Хождение по
мукам", она за десятилетия работы очень
мало сделала в кино: "Незваный друг",
"С любимыми не расставайтесь", "Пароль
знали двое", "ТАСС уполномочен заявить...",
"Три мушкетера", "Ночные забавы".
При такой скудной фильмографии сумасшедшая
популярность и воистину народная любовь.
Год за годом социологические опросы
приносят стабильно одинаковый результат:
почти как в ушедшем 2002-м. Тогда журнал "7
дней" 92 процентами голосов провозгласил
ее "самой красивой" и первой среди
самых сексуальных. Не снимается, не
мелькает, не скандалит... Любима, вопреки
обстоятельствам. |
Разгадка ее успеха в том, чего хронически
не хватает нынешним всемогущим и деловым "железным" леди. В вечной
женственности, как определил это когда-то
Гете. |
|
ДАМА
СО СВОИМ ЛИЦОМ
Общение с Алферовой обескураживает: не
играет, не меняет маски, не старается
производить впечатление, не кокетничает и
не капризничает... Она поразительно
естественна и искренна. Слушая ее
неаффектированную речь, начинаешь ловить
себя на том, как по ходу большого разговора
она говорит о себе самой. Скороговоркой, как
бы случайно обмолвившись. |
"Я абсолютно русский человек. Мне
хорошо здесь. Где родилась, там и сгодилась". |
"У меня слабый-сильный характер. Я
родилась сильной по натуре - жизнь
оказалась неожиданно тяжелой. Всегда знала:
надо быть хорошей и совратить меня было
нельзя". |
"Никогда ничего не боялась, разве что за
ребенка". |
"У нас женщину в кино и на телевидении
пишут сейчас коммунально: орет, скандалит...
Почему надо орать? Мне ничего не надо. Хочу
быть просто женщиной. Без коммуналки". |
"Я человек замкнутый, все держу в себе.
Долго была чистым существом, долго мужчин к
себе не подпускала". |
"Очень люблю всех людей. Даже тех, кто
меня уничтожал. Войдешь в комнату, услышишь
это, а гнева на две минуты хватает". |
"Мне очень интересно жить. Я сохранила
безумный интерес к жизни. Я живая..." |
|
О КИНО
- Ирина Ивановна, была старая песня "Такая
большая любовь". Определение, подходящее
к всенародному вас обожанию. Что дает это
вам? |
- Любовь держит меня на Божьем свете,
помогает жить. |
|
- Наблюдая кинотусовку по телевизору,
кажется, что она живет от фестиваля до
фестиваля. Вы в этих праздничных
мизансценах тоже как рыба в воде? |
- Нет, я не люблю шумные фестивали, мне они
не нужны. Считаю, когда нет твоего
собственного места, что там женщине-актрисе
делать? Если я не с картиной (как в Вологде)
или не работаю в жюри, делать там нечего. |
|
- Вы ушли из знаменитого московского "Ленкома"... |
- Без комментариев. Ушла и не жалею об этом,
театр одного актера. Я много работаю в
антрепризе, в театре "Школа современной
пьесы". У нас хорошая режиссура (И.Рейхельгауз),
хороший репертуар. Я играю Аркадину и в
чеховской "Чайке", и в акунинской.
Зрители любят наш театр. Раз в месяц мы
собираемся и читаем для них стихи. |
|
- Есть какая-то безадресная досада оттого,
что вы так мало снимались в кино. |
- Понимаю, я и сама жалею, что от многих
ролей отказывалась. А надо было сниматься и
сниматься. |
|
- В чем же все-таки дело? |
- Страшный у нас кинематограф, в нем все
всегда было извращено. Заметьте, сейчас
много хороших телефильмов, а кино нет. Жен и
близких все снимают... У нас в кино актер
никому не нужен. А на Западе есть люди,
которые за актера специально отвечают, раз
деньги в проект вложены. Кто-то точно
заметил: у меня есть качество главной
героини, на меня на экране можно долго
смотреть. Я бы хотела играть главные роли в
фильмах, которые долго снимают, чтобы был
гениальный режиссер, лучшие партнеры... Но
ни за одну из сыгранных ролей мне не стыдно. |
|
- В свое время вы блистательно заменили
Катрин Денев в югославской мелодраме "Любовные
письма с подтекстом" и поработали на
Западе, когда наших туда еще не пускали.
Кому-то из западных актрис завидуете белой
завистью? |
- Из нынешних никому: ни одна не нравится.
Всегда восхищалась Роми Шнайдер. Смотришь
на нее и не надоедает: обаяние, душа, судьба,
сумасшедшая женственность. Она жила как
совершенная женщина и могла все. |
|
- А если б вам было дано выбирать партнеров,
на ком свой выбор остановили? |
- На Жераре Филиппе и Жане Габене.
Потрясающие люди, настоящие личности. Это
даже к профессии отношения не имеет. И,
конечно, на Олеге Дале. Он - мои университеты,
часто говорил мне: "В кино играть нельзя,
играть надо в театре. В кино надо быть таким,
как есть". |
|
- Жизнь не кино, как поется в популярной
французской песенке, а кино накладывает
отпечаток на жизнь? |
- Конечно. Не сыграй я в фильме "С
любимыми не расставайтесь", не
рассталась бы с Александром Абдуловым. |
|
- На нынешнем вологодском фестивале вы
представляете картину "Лиса Алиса" -
коопродукцию с Францией. Совместный фильм -
всегда компромисс, вас не коробило то, как
они видят нас сейчас? |
- Когда я прочитала сценарий и мы
поговорили, я поняла, что они плохо не
снимут про нас. Но когда дело приближалось к
концу, оказалось, что надо ругаться на
съемках почти каждого кадра. Они выискивали
и снимали чернуху. Может быть, это где-то у
нас и есть, но это не главное. |
И Сергей Мартынов, как Матросов, каждый
день начинал с того, что с ними ругался: "Зачем
вы это снимаете?" |
Наверное, чужой глаз очень жестокий, и
свой бывает жестокий, но у них это уже
сознательно. |
Я нормальный человек, живу в нормальных
условиях, бываю там, где бывают все
нормальные люди, и вижу очень много
хорошего. Жизнь не так уж плоха, она
постоянно меняется, в ней много хорошего, о
чем можно говорить и снимать. И молодежь у
нас сохранилась, и дети потрясающие и
умненькие и нигде так ими не занимаются, как
у нас, но чужой глаз... |
|
О СЕМЬЕ
- Ваша дочь Ксения Алферова блестяще
закончила университет, стала
профессиональным юристом и вдруг
повернулась к актерству. Почему? |
- Она так сообщила мне о своем выборе: "Мама,
я поступила в театральный". Ее сразу на
третий курс взяли и она там сейчас лидер. Ее
все обожают, любят, но пока она отказывается
сниматься. Сейчас ей дали главную роль во
МХАТе и я ее совсем не вижу. Уходит с утра и
приходит после часа. |
|
- Сформировалась еще одна актерская семья,
когда Ксения вышла замуж за популярного
ныне актера Егора Бероева? |
- Да. |
|
- Завершая семейную тему, передам просьбу
многих ваших поклонников: расскажите о
вашем муже, Сергее Мартынове, с которым вы
вместе сыграли в "Лисе Алисе". |
- Сергей очень хороший, редкостный актер.
Много помогает мне: просто объясняет, как и
что надо делать. Но он не любит театра, не
может подчиняться, а в театре подчиняться
надо. Он красив, у него жесткий ум, прекрасно
поет, великолепно двигается. Не любит
выходить на люди, что, согласитесь, для
актера странно. |
|
- Ваша жизнь представляется легкой и
совершенно безбытной. Так ли это? |
- Совсем не так. Весь быт как раз на мне. Быт
- неизбежность, я отношусь у нему, как к роли.
Стараюсь все делать быстро, как и должно
быть в жизни. |
|
Кто-то из киноведов после интервью с Софи
Лорен заметил: не почувствовал человека, на
меня шел ровный, холодный, выверенный свет
звезды. Прелесть общения с Ириной Алферовой
в радости встречи с человеком добрым,
внимательным и очень открытым. Пообщавшись
с ней, понимаешь: наш кинематограф держат на
плаву не только уникальные профессионалы,
редкие таланты, но сильные и стойкие,
глубокие и красивые люди. Кино своими
кризисами и проблемами формирует их. Может
быть, в этом его (нашего кино) национальная
особенность? |