© 2003 г., Дмитрий ПИВОВАРОВ

Ирина Алферова: "Кино - прерогатива мужчин, а не женщин..."

"Джоконду видали?" - так назывался заголовок в одной стародавней комсомольской газете, где автор пыталась понять степень загадочности одной из самых красивых актрис советского кино. Действительно, лицо Ирины Алферовой излучает необыкновенный свет и несет в себе, выражаясь современным языком, определенный позитив.

     Если же брать актрису в развитии театра Ленком, где она прослужила долгие годы, то можно обнаружить, что в лучшие времена своего существования Алферова не получила в Ленкоме ни одной главной женской роли, играя лишь в эпизодах, да в идущем на малой сцене "Карманном театре", - монологах Жана Кокто, и в постановке не Марка Захарова, а Петра Штейна, что весьма существенно. Многие годы лицо Ирины Алферовой пристально смотрело на нас с ослепительных плакатов и календарей, которые висели на кухнях, фойе, вестибюлях. Это - одна степень популярности. Другая - никто из критиков и театроведов не говорил о профессиональных возможностях и достижениях актрисы, игравшей в театре, кино и на телевидении. Последнему она обязана, ставшей уже исторической, ролью Даши Булавиной в экранизации "Хождения по мукам" Алексея Толстого в интерпретации Василия Ордынского. На том же телевидении Алферова блеснула в телефильме по детективу Жоржа Сименона "Он приехал в день поминовения" и влюбила в себя подрастающее мужское поколение Советского Союза, сыграв Констанцию Бонасье в культовом мюзикле "Д`Артаньян и три мушкетера". Снявшись в середине 80-х годов в югославской мелодраме "Любовные письма с подтекстом", Алферова "подвинула" Катрин Денев, которая пробовалась на роль, но утвердили актрису из СССР.

     Сейчас актриса не играет в Ленкоме, а служит Школе современной пьесы Иосифа Райхельгауза. Там она занята в антрепризных спектаклях, много гастролирует и по-прежнему притягивает зрителей нескольких поколений своим шармом и обаянием. В конце концов, зритель идет на антрепризу, в первую очередь, чтобы посмотреть на красивую женщину. Что касается степени актерского мастерства и слаженности, то результат может быть не таким уж и светлым, как хотелось бы. Глядя на Ирину Алферову, зритель мысленно возвращается в 70-80-е годы, когда самая романтическая кинопара Алферова-Абдулов будоражила воображение и вызывала чувственное волнение. Сейчас экс-супруги продолжают встречи лишь на театральных подмостках и опять же в антрепризных спектаклях, куда порой собираются совершенно несовместимые и необычные актеры их самых разных театров...

   

     С Ириной Алферовой мы встретились перед спектаклем "Держись, Голливуд!", который был показан в Казани некоторое время назад. Публика аплодисментами встретила обаятельную актрису, которая в комедии Нила Саймона, по ее собственному выражению, ничего не делает, а только лишь - второй фон при мужчине.

     - Кино никогда не было временем женским, все интересные роли в основном писались для мужчин и на мужчин. Это – аксиома - что у нас, что в Голливуде. А женщина лишь выполняет какие-то определенные функции. Правда, сериал по Донцовой почти весь смотрела, несмотря на то, что его почему-то многие ругают... Не надо серьезно относиться, это словно кроссворд в газете разгадываешь...
         
     Тут Ирина Ивановна явно лукавит. Судьба преподносила ей немало прекрасно выписанных женских образов - от легендарной Кати в экранизации пьесы Александра Володина "С любимыми не расставайтесь" до роли в прекрасной психологической драме "Ночные забавы". Кстати, планировалось и продолжение "С любимыми не расставайтесь", когда герои пьесы Володина - Митя и Катя встречаются вновь, спустя 20 лет...
          
     - Мы не смогли сделать этот фильм. Задумывала его одна женщина, режиссер, которая просто сошла с ума от этой темы. Но когда я прочла сценарий, мне он показался поверхностным и легковесным и весь состоящий из каких-то приколов и ненужных шуток. Тема Володина очень честная и глубокая. Я не стала сниматься в продолжении. Кстати, этот фильм должен был снимать оператор Павел Лебешев.
         
     В отличие от своего экс-супруга, который прочно "прописался" на телеэкране и переходит из сериала в сериал, Ирина Алферова не стремится попасть в новое русское кино и сериалы...
       
     - Сейчас время не самых лучших людей. Пришли новые русские - со своим багажом, своей биографией, но они дают деньги. В их жизни роль женщины вполне предопределена. С другой стороны - это очень сильные мужчины, которые привлекают женщин. Почему люди так долго слушают блатные песни или восхищаются "Бригадой". В нас сидит какая-то зэковская генетика, нужно, чтобы за сердце брало, щемило, чтобы душа развернулась, а ведь на самом деле весь этот материал направлен на разрушение...
        
     - Вы часто жалуетесь на отсутствие хорошего драматургического материала. Неужели Вас не устраивали роли в кино и на телевидении, которые принесли Вам известность?
     - Сейчас время ролей, которые не просвещают, а наоборот. Вот я играла Аркадину в пьесе Акунина "Чайка" с музыкой Александра Журбина. Там надо было петь и плясать. И я отказалась, потому что Аркадину вижу иначе. Пьеса не на меня сделана. Я хочу свое, буду искать свою пьесу. Сейчас опасно заказывать пьесы современным драматургам, потому что они должны быть только хорошими людьми, которые меня знают. Мне нужен гений - не такое идиотское существо, которое заставляет артиста ходить на голове, а чтобы мог полюбить меня с моей темой, выстраданной...
         
     - А какова Ваша тема?
     - Я знаю, что я хорошая. Меня распирает добро, это заложено еще с детства, от родителей. Как ни странно, я люблю людей, и мне очень жаль, что в кино и на телевидении нет светлых ролей - сплошное мелькание, а мне хочется говорить тексты, монологи. Я всегда избегаю отрицательные роли. Мне и моим близким бывает нехорошо, когда они видят во мне негатив, идущий со сцены. Получается испорченный вечер. Странно, что многих актрис тянет на отрицательные роли, якобы там драматургия интереснее. А меня - нет, я по жизни человек положительный и влияемый.
    
     Ирина Алферова оставляет за собой шлейф обаяния и доброжелательную улыбку. Она приезжает в Казань с антрепризой уже не первый год и представляет себя всегда разную, - будь то персонаж из западной жизни или русской. Встречи будут продолжаться, а возможно будет и своя, главная роль, которую так долго ищет красивая женщина и не может найти...

 

© irinaalferova, 2003-2004

Hosted by uCoz