© 2003
г., Дмитрий ПИВОВАРОВ
Ирина
Алферова: "Кино - прерогатива мужчин, а не женщин..."
"Джоконду видали?" - так назывался заголовок в одной стародавней комсомольской газете, где автор пыталась понять степень загадочности одной из самых красивых актрис советского кино. Действительно, лицо Ирины Алферовой излучает необыкновенный свет и несет в себе, выражаясь современным языком, определенный позитив. |
Если же брать актрису в развитии театра Ленком, где она прослужила долгие годы, то можно обнаружить, что в лучшие времена своего существования Алферова не получила в Ленкоме ни одной главной женской роли, играя лишь в эпизодах, да в идущем на малой сцене "Карманном театре", - монологах Жана Кокто, и в постановке не Марка Захарова, а Петра Штейна, что весьма существенно. Многие годы лицо Ирины Алферовой пристально смотрело на нас с ослепительных плакатов и календарей, которые висели на кухнях, фойе, вестибюлях. Это - одна степень популярности. Другая - никто из критиков и театроведов не говорил о профессиональных возможностях и достижениях актрисы, игравшей в театре, кино и на телевидении. Последнему она обязана, ставшей уже исторической, ролью Даши Булавиной в экранизации "Хождения по мукам" Алексея Толстого в интерпретации Василия Ордынского. На том же телевидении Алферова блеснула в телефильме по детективу Жоржа Сименона "Он приехал в день поминовения" и влюбила в себя подрастающее мужское поколение Советского Союза, сыграв Констанцию Бонасье в культовом мюзикле "Д`Артаньян и три мушкетера". Снявшись в середине 80-х годов в югославской мелодраме "Любовные письма с подтекстом", Алферова "подвинула" Катрин Денев, которая пробовалась на роль, но утвердили актрису из СССР.
|
Сейчас
актриса не играет в Ленкоме, а служит Школе современной
пьесы Иосифа Райхельгауза. Там она занята в антрепризных
спектаклях, много гастролирует и по-прежнему
притягивает зрителей нескольких поколений своим
шармом и обаянием. В конце концов, зритель идет
на антрепризу, в первую очередь, чтобы посмотреть
на красивую женщину. Что касается степени актерского
мастерства и слаженности, то результат может
быть не таким уж и светлым, как хотелось бы. Глядя
на Ирину Алферову, зритель мысленно возвращается
в 70-80-е годы, когда самая романтическая кинопара
Алферова-Абдулов будоражила воображение и вызывала
чувственное волнение. Сейчас экс-супруги продолжают
встречи лишь на театральных подмостках и опять
же в антрепризных спектаклях, куда порой собираются
совершенно несовместимые и необычные актеры
их самых разных театров...
|
|
С Ириной Алферовой мы встретились перед
спектаклем "Держись, Голливуд!", который
был показан в Казани некоторое время назад.
Публика аплодисментами встретила обаятельную
актрису, которая в комедии Нила Саймона,
по ее собственному выражению, ничего не
делает, а только лишь - второй фон при мужчине.
|
-
Кино никогда не было временем женским,
все интересные роли в основном писались
для мужчин и на мужчин. Это – аксиома -
что у нас, что в Голливуде. А женщина лишь
выполняет какие-то определенные функции.
Правда, сериал по Донцовой почти весь
смотрела, несмотря на то, что его почему-то
многие ругают... Не надо серьезно относиться,
это словно кроссворд в газете разгадываешь... |
|
Тут
Ирина Ивановна явно лукавит. Судьба преподносила
ей немало прекрасно выписанных женских
образов - от легендарной Кати в экранизации
пьесы Александра Володина "С любимыми
не расставайтесь" до роли в прекрасной
психологической драме "Ночные забавы".
Кстати, планировалось и продолжение "С
любимыми не расставайтесь", когда герои
пьесы Володина - Митя и Катя встречаются
вновь, спустя 20 лет... |
|
-
Мы не смогли сделать этот фильм. Задумывала
его одна женщина, режиссер, которая просто
сошла с ума от этой темы. Но когда я прочла
сценарий, мне он показался поверхностным
и легковесным и весь состоящий из каких-то
приколов и ненужных шуток. Тема Володина
очень честная и глубокая. Я не стала сниматься
в продолжении. Кстати, этот фильм должен
был снимать оператор Павел Лебешев. |
|
В
отличие от своего экс-супруга, который
прочно "прописался" на телеэкране и переходит
из сериала в сериал, Ирина Алферова не
стремится попасть в новое русское кино
и сериалы... |
|
-
Сейчас время не самых лучших людей. Пришли
новые русские - со своим багажом, своей
биографией, но они дают деньги. В их жизни
роль женщины вполне предопределена. С
другой стороны - это очень сильные мужчины,
которые привлекают женщин. Почему люди
так долго слушают блатные песни или восхищаются "Бригадой".
В нас сидит какая-то зэковская генетика,
нужно, чтобы за сердце брало, щемило, чтобы
душа развернулась, а ведь на самом деле
весь этот материал направлен на разрушение... |
|
-
Вы часто жалуетесь на отсутствие хорошего
драматургического материала. Неужели
Вас не устраивали роли в кино и на телевидении,
которые принесли Вам известность? |
-
Сейчас время ролей, которые не просвещают,
а наоборот. Вот я играла Аркадину в пьесе
Акунина "Чайка" с музыкой Александра Журбина.
Там надо было петь и плясать. И я отказалась,
потому что Аркадину вижу иначе. Пьеса
не на меня сделана. Я хочу свое, буду искать
свою пьесу. Сейчас опасно заказывать пьесы
современным драматургам, потому что они
должны быть только хорошими людьми, которые
меня знают. Мне нужен гений - не такое идиотское
существо, которое заставляет артиста
ходить на голове, а чтобы мог полюбить
меня с моей темой, выстраданной... |
|
-
А какова Ваша тема? |
-
Я знаю, что я хорошая. Меня распирает добро,
это заложено еще с детства, от родителей.
Как ни странно, я люблю людей, и мне очень
жаль, что в кино и на телевидении нет светлых
ролей - сплошное мелькание, а мне хочется
говорить тексты, монологи. Я всегда избегаю
отрицательные роли. Мне и моим близким
бывает нехорошо, когда они видят во мне
негатив, идущий со сцены. Получается испорченный
вечер. Странно, что многих актрис тянет
на отрицательные роли, якобы там драматургия
интереснее. А меня - нет, я по жизни человек
положительный и влияемый. |
|
Ирина
Алферова оставляет за собой шлейф обаяния
и доброжелательную улыбку. Она приезжает
в Казань с антрепризой уже не первый год
и представляет себя всегда разную, - будь
то персонаж из западной жизни или русской.
Встречи будут продолжаться, а возможно
будет и своя, главная роль, которую так
долго ищет красивая женщина и не может
найти... |
|